Метод case-study для дошкольников
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемных ситуаций. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство.
Давайте попробуем разобраться что-же это за технология и как её можно применить в работе с дошкольниками
Кейс-технология в
образовании: общая характеристика.
В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский
термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой
версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик.
Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые
специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их
разбора в рамках учебных занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций
учащиеся осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать
оперативные управленческие решения. Главной особенностью метода выступает процесс
изучения прецедентов, другими словами, практических ситуаций, имевших место в
прошлом.
Кейс-технология в
образовании: что это такое?
Его суть заключается
в организации процесса обучения посредством применения описаний конкретных
ситуаций. Кейс-технология в образовании предполагает осмысление учащимися
реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную
практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний,
необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы. Сама же проблема однозначных
решений не имеет. В кейсе действия или представляются в описании, которые
впоследствии необходимо осмыслить (эффективность, последствия), или они
предлагаются как способ разрешения проблем. Однако при любом исходе выработка
модели конкретного практического действия всегда представляется в качестве
эффективного средства образования профессиональных качеств учащихся.
Кейс-технология в образовании – инструмент, который позволяет применить
имеющиеся теоретические знания для решения практических задач. Данный метод
дает возможность развить у студентов самостоятельность мышления, умение
выслушать, а в дальнейшем учесть альтернативную точку зрения и аргументированно
озвучить свою. Посредством кейс–технологии учащиеся имеют возможность как
проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также
научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.
Требования, которым
должен удовлетворять хороший кейс.
Кейс-технология в
образовании – пример, заимствованный из реального бизнеса, представляет собой
информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию.
Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:
- соответствовать четко сформулированной цели создания;
- иллюстрировать ряд аспектов именно экономической жизни;
быть актуальным; способствовать развитию аналитического мышления;
- иметь разные вариации решения;
- располагать соответствующим уровнем трудности;
- не устаревать быстрыми темпами;
- отображать типичные
ситуации; приводить к дискуссии.
Суть обучения
посредством рассматриваемого метода заключается в предложении каждым студентом
своих вариантов на основании имеющегося у него багажа знаний и практического
опыта, интуиции. К примеру, кто-то посчитает изменение семейного положения
руководителя компании незначительной деталью, другой же, руководствуясь своим
опытом, посчитает данный факт определяющим.
Отличительные
признаки рассматриваемого метода
Известно, что их шесть:
- Коллективная
выработка рациональных решений.
- Наличие единой цели.
- Присутствие управляемого эмоционального напряжения воспитанников
- Наличие модели
именно социально-экономической системы, чье состояние рассматривается в
определенный дискретный временной период.
- Многовариантность решений (единое решение принципиально
отсутствует).
- Присутствие системы коллективного оценивания деятельности.
Кейс-технология в
образовании (в начальной школе или ДОУ, например) – это обобщенное название
обучающих технологий, которые представляют собой методы по анализу ситуаций.
Она предполагает существенную индивидуализацию всего
учебного процесса на базе активной позиции со стороны учащихся в рамках
обучения.
Так, принцип технологии заключается в составлении индивидуального
плана в самом начале обучения, предоставлении каждому обучающемуся кейса, который содержит пакет правил,
учебных карт, рекомендаций по ознакомлению с учебным материалом, а также
контрольные вопросы, тесты для самопроверки, творческие, практические задания.
Разрабатываются так называемые квесты (игровая форма
задания) в целях максимальной интеграции интернета в разные учебные предметы.
Они охватывают отдельно взятую проблему, тему, учебный предмет. Результат их
работы – подготовка воспитанниками презентаций или какой-либо и итоговой
коллективной или индивидуальной работы.
Задания для квестов
Они могут быть в виде:
- пересказа –
демонстрации осознания изученной темы на базе представления материалов,
собранных из разного рода источников, в другой форме: рассказа, презентации,
плаката;
- планирования, проектирования – разработки проекта либо
плана на базе заданных условий;
- творческого задания – творческой работы конкретного жанра:
видеоролика, стихотворения;
- оценки – обоснования конкретной точки зрения;
- разных исследований – изучения разного рода явлений,
фактов, открытий на базе уникальных онлайн-источников.
Освоение речевого
этикета детьми дошкольного возраста посредством рассматриваемого метода .
Стоит напомнить, что речевой этикет – это ряд правил
речевого поведения, которые определяются взаимоотношениями говорящих, исходя из
обстановки общения. Он включает в себя: обращение, приветствие, знакомство,
привлечение внимания, просьбу, приглашение, отказ, согласие, жалобу, извинение,
сочувствие, поздравление, неодобрение, благодарность, прощение, прочее.
Формирование его навыков выступает неотъемлемой частью общей
работы в отношении развития детской речи. Главное направление деятельности –
обогащение речи словами, конструкциями, которые необходимы в повседневном
общении. Внедрение в речь дошкольников ряда этикетных слов и обогащает активный
словарь, и воспитывает внимательность в употреблении данных форм, выражений,
помогает подбирать уместные языковые средства в конкретной ситуации.
Кейс-технологии в
дошкольном образовании позволяют сформировать все 3 главных компонента
речевого этикета:
- Овладение различными вариантами формул.
- Более подробное их «развертывание».
- Сопровождение формул доброжелательной интонацией,
приветливой мимикой.
Кейс-ситуация – кейс, в рамках которого описана конкретная
ситуация, сформулирована проблема, предложено найти путь ее решения.
Дошкольники после ознакомления с проблемой самостоятельно проводят анализ
ситуации, затем диагностируют проблему, озвучивают идеи, решения в ходе общения
со сверстниками.
Методы
кейс-технологии
Их шесть:
- метод инцидентов (самостоятельный поиск информации, ее
сбор, систематизация, анализ);
- игровое
проектирование (процесс создания либо совершенствования проектов:
исследовательских, поисковых, творческих, аналитических, прогностических);
- метод разбора деловой корреспонденции (работа с книгами,
энциклопедиями, которые относятся к конкретной организации, проблеме,
ситуации);
- ситуационно-ролевая
игра (создание в виде инсценировки правдивой социально-психологической ситуации
с последующей оценкой поступков, поведения участников);
- кейс-стади (групповой анализ представленной ситуации,
разработка разных вариантов проблем, поиск их практического решения, оценка
предложенных алгоритмов, выбор лучших);
- метод дискуссии (обмен мнениями в соответствии с
правилами).
- Читайте подробнее
на FB.ru: http://fb.ru/article/190068/keys-tehnologiya-v-obrazovanii-keys-tehnologii-v-doshkolnom-obrazovanii
ПОДРОБНЕЕ о том, что такое образовательный кейс можно почитать ЗДЕСЬ
Презентация "Кейс-технологии в образовательном процессе ДОУ"
Презентация "Использование интерактивных форм работы при ыформировании познавательных интересов дошкольников"
Презентация "Использование интерактивных методов и приемов в дошкольном учреждении"
Пример кейса Интерес к книге у дошкольников
Комментариев нет:
Отправить комментарий